Пророчества со склонов Парнаса

Летом 2014 года мне посчастливилось побывать на склонах горы Парнас, в Дельфах - тех самых, где когда-то находился знаменитый Дельфийский Оракул. 

Из всех мест, увиденных в Греции, это оставило впечатление самое сильное. 

Вид на гору Парнас с Запада. Дельфы находятся на северных склонах

Дельфийское святилище было посвящено Аполлону – Богу Солнца и хранителю древней Эллады. Именно он дал имя городу, когда в облике дельфина привел сюда критских моряков. Святилище стали называть Дельфийским, а город – Дельфами. 

Аполлон, Бог Солнца. Покровитель Дельф и всей древней Греции. Скульптура ок. VI в до н.э.

 Сегодня мы знаем Парнас как гору поэтов, художников и других людей творчества. Такой репутацией Парнас обязан Аполлону. Ведь постоянными спутницами бога были музы, и постепенно гора стала считаться местом их пребывания.

Дельфы сегодня. Этот же вид жрецы Аполлона видели 3 тыс. лет назад

Это место было духовным центром Греции на протяжении больше тысячи лет. Цари и военачальники, мудрецы и поэты приходили из самых разных мест за советом и предсказанием. 

 В Дельфах последовательно было построено пять храмов Аполлона. Древнейший представлял собой шалаш из лавровых ветвей, следующий был возведен из воска и перьев(?), третий был сооружен из меди. Затем два древних просветителя и героя Трофоний и Агамед, жившие в крито-микенскую эпоху, воздвигли первый каменный храм. Он простоял века и сгорел при пожаре в 548 году до н.э. Далее был построен пятый по счету храм на средства многих греческих городов, и не только греческих (его помогал строить и лидийский царь Крез ). Это святилище было разрушено землетрясением в 373 году до н.э. А затем уже построили последний храм, чьи благородные руины можно наблюдать и сегодня...    
фундамент и колонны святилища Аполлона на склонах горы Парнас

Возможно, кого-то удивит, но дельфийский оракул был женщиной. Старшая жрица храма, делавшая предсказания, именовалась Пифией. 

Главная жрица святилища Аполлона, Пифия делала предсказания в стихах.

На рассвете пифия очищалась, омываясь в Кастальском ключе, окуривая себя лавровыми листьями, и осыпала себя ячменной мукой у священного очага. Паломник должен был заплатить за консультацию и совершить предварительное жертвоприношение. Затем жрецы приносили в жертву Аполлону козла... Тем временем Пифия, надев роскошную златотканную одежду, распустив волосы, с ветвью лавра на голове шла в святилище,пила священную воду Кассотиды и жевала листья лавра. Наконец она садилась на треножник....    Вопрошающие также должны были очиститься водами Касталии от всякой вины или проступка. После этого паломникам разрешалось занять место в очереди, порядок которой определялся частично жребием, частично правом вопрошать Оракул вне очереди. 
Вопрошающего предупреждали, что его мысли должны быть чисты, а слова иметь хорошее значение. После этого всех призывали к молчанию. Пифия, всходя на треножник, вдыхая пары, проникающие из расселины в скале, изрекала предсказания в стихотворной форме или в прозе, которые записывались профетами. Поскольку Пифия на время как бы заменялась богом, она пророчествовала от первого лица…»    

Некоторые считают, что Пифия испытывала своего рода наркотический транс, так как в испарениях недр горы содержался этилен и другие газы.  Однако на мой взгляд, это попытка свести духовное явление к материальным феноменам. Невозможно объяснить влиянием дурманящих веществ тысячи успешных прорицаний и ту огромную роль, которую дельфийский Оракул играл в античном мире. 

Предсказания давались в строго определенные дни — а именно в седьмой день каждого месяца, за исключением трех зимних. То есть всего девять (!) дней в году. Порядок этот считался священным и попытки нарушить его считались тяжким преступлением. 

Среди множества известных предсказаний Пифии хочется остановиться на нескольких

 Ок. 569 года до н.э.
  Когда Мнесарх-самосец вместе с молодой женой оказался во время своей торговой поездки в Дельфах, он спросил Оракул относительно своего торгового плавания в Финикию. Пифия изрекла:
« Плаванье прибыльным будет и очень удачным,    
 Фебу, Зевесову сыну, рожден будет сын Партенидой,   
 Средь всех, когда-либо живших, выделяясь красою
И мудростью, и принесет он роду людскому
Великую пользу во все времена

    Мнесарх вернулся с женой Партенидой на Самос, а позже вместе с ней, беременной, отправился в Финикию, где она разрешилась от бремени в городе Сидоне. На седьмой день дитя принесли к отцу и положили ему на колени. Мнесарх нарек младенца именем Пифагор, ибо о нем объявила Пифия. Так появился на свет один из величайших Посвященных, мудрецов и философов в мировой истории.    
Пифагор

Несколько пророчеств связаны с отцом Александра Македонского Филиппом и с самим Александром

Так, на вопрос царя Македонии Филиппа, как добиться победы над соседними державами, Пифией было сказано: «Сражайся серебряными копьями, и ты везде победишь». Впоследствии Филипп, раньше соседей начавший чеканить золотую монету, подчинял один за другим греческие города, говоря, что нет такой неприступной крепости, куда не смог бы войти ослик, навьюченный золотом. Впоследствии предсказание Пифии стало крылатым латинским выражением — Argenteis hastis pugnare (серебряными копиями сражайся). 

    Юный Александр, сын Филиппа, пришел в Дельфы с вопросом к Оракулу, но стояли как раз те дни, в которые Пифия не давала пророчеств. Александр послал сначала одного из своих соратников просить пророчицу, но она отказалась преступить закон. Тогда отважный юноша сам вошел в храм, поймал Пифию и потащил ее к треножнику. Только после этого Пифия изрекла:
  « Ты непобедим, о мальчик!»
 Услышав такой оракул, Александр сказал, что не нуждается в ином пророчестве, и покинул храм. 

Правда, не все пророчества сильным мира сего заканчивались для них хорошо.

Речения Пифии довольно часто звучали неоднозначно и могли допускать трактовки. Цари же не допускали и мысли, что пророчество может обернуться и против них.

Так, знаменитому царю Крезу было предсказано, что "Перейдя реку Галис, он великое царство разрушит". И царь смело отправился на войну с персами, чье царство лежало за рекой Галис. Однако он потерпел полное поражение и был пленен Киром Великим. Оказалось, что в пророчестве имелось в виду его собственное царство... ;)

Однако этот пример нельзя ставить Оракулу в вину. Ведь была еще вторая часть пророчества

Коль над мидянами мул царем когда-либо станет,
       Ты, нежноногий лидиец, к обильному галькою Герму
       Тут-то бежать торопись, не стыдясь малодушным казаться.

Столь прямой намек на возможное бегство должен был насторожить Креза. Но он воспринял оракул буквально — "когда мул царем станет" — значит, никогда, ведь такое невозможно. А ведь под мулом имелся в виду Кир Персидский.  Царь персов происходил от двух народов – мидян и персов, притом являлся незаконнорожденным. Мать его была царевной, отец – персидским воином, «взявшим супругой свою госпожу, будучи ниже ее во всех отношениях». Потому Кир и назван мулом – плодом связи кобылицы и осла!.. 

* * *

В начале 5 в до н.э. огромная армия персов угрожает городам Эллады. Спартанский царь Леонид (и его гвардия из 300 спартанцев, с которыми, впрочем, еще было около тысячи фессалийцев) дает бой при Фермопильском ущелье и погибает. Жители Афин обращаются за советом к Пифии, но она дает уклончивый ответ. 

Гнев Олимпийца не в силах смягчить Афина Паллада,   
 Как ни склоняй она Зевса – мольбами иль хитрым советом.    
 ...
 Лишь деревянные стены дает Зевес Тритогенее (Афине – прим. В.Смияна)    
Несокрушимо стоять во спасенье тебе и потомкам.    

Конных спокойно не жди ты полков или рати пехотной    
Мощно от суши грядущей, но тыл обращая,   
 Все ж отступай: ведь время придет, и померишься силой!    

Остров божественный, о Саламин, сыновей своих жен ты погубишь   
В пору ль посева Деметры даров, порою ли знойною жатвы.   

Афинянин Фемистокл призывает сограждан понимать это предсказание в том духе, что надо оставить Афины и дать персам бой на море, а деревянные стены - это корабли! Многие с ним не согласны, и пытаются защищать Акрополь, но терпят полное поражение. 

Остальные же, во главе с Фемистоклом, эвакуируются на остров Саламин, одновременно готовясь дать бой на море — так есть шанс уравнять силы. 

После нескольких морских битв независимость Афин удается отстоять. Персы, понеся огромные потери, возвращаются в Малую Азию. 

Это была славная и великая победа. И хотя до полного разгрома персов было пока далеко, Саламинское сражение сыграло огромную роль в поднятии боевого духа всех эллинов. Позже, уже после изгнания Ксеркса из Греции, эллины воздвигли в Дельфах 12-тиметровую колонну, увенчанную золотым треножником. Это был настоящий мемориал, символизирующий не только воинскую доблесть эллинов, но и «пророческий дар Оракула как голос Аполлона, делавшего греков непобедимыми»     
Так выглядел храмовый комплекс Дельфийского оракула во 2 в до н.э. Большое здание с колоннами - святилище Аполлона, выше и левее - театр. В центре, чуть ниже святилища, - колонна, воздвигнутая афинянами. Внизу - представительства (или посольства) различных греческих городов

В благодарность за успешные прорицания жители разных городов воздвигали в Дельфах статуи

В эпоху расцвета это была подлинная культурная сокровищница. Пишут, что только число статуй в человеческий рост измерялось сотнями. 

Впрочем, разговор о статуях еще предстоит. Во время поездки в Грецию я узнал о них немало нового. Пока же хочу предложить полюбоваться изображениями пифий на картинах художников 19 и 20 века. 


Источники

http://www.proza.ru/2011/08/21/1279 Вадим Смиян. Дельфийский Оракул — история и тайна

«Чудеса и оракулы древности и средневековья», отв.ред.С.Архипова, Л.Селиванова,ин-т востоковедения РАН, 2007 г.  

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.