Category:

Венский трамвай

О Венских трамваях слышал задолго до того, как посетил этот город. 

Когда-то давно играл в компьютерную стратегию Cities in Motion – самым интересным городом была Вена. Понравилась ее радиальная структура, старый центр на правом берегу (как в Воронеже! :) , Дунай. С большим удовольствием строил я венскую трамвайную сеть в компьютере – а в этом году удалось добраться до нее в реале. 

В Вене трамвай - главный транспорт (что очень понравилось), и трамвайное кольцо на Ringstrasse играет почти ту же роль, что Кольцевая линия Московского метро. 

Ringstrasse так дословно и переводится – Кольцевая улица. Зеленым Кольцом бульваров опоясывает она центр города. Если сравнивать с Москвой, она похожа на Бульварное кольцо.

Правда, полный круг совершает лишь желтый экскурсионный трамвай. Городские маршруты ограничиваются тем, что проезжают сектор и выезжают на радиусы. 

Экскурсионный трамвай на Ringstrasse. Стоит 7 евро (за эти деньги включен аудиогид) за час. Мы смотрели Вену из окна обычных трамваев, поскольку уже купили недельный проездной

На Ringstrasse находятся Венская Опера, Хофбург (императорский дворец), два очень красивых музея, Парламент, Ратуша. Чуть дальше Венский университет, участок набережной Дунайского канала и замечательный городской парк. 

музей истории искусств
Бургтеатр

И вся эта красота видна из окна трамвая! Правда, чтобы насладиться ею в полной мере, лучше, конечно, вылезти и погулять. 

Среди городских маршрутов есть два, которые объезжают Ringstrasse почти полностью – это 1 и 2. Они и подходят больше всего для ознакомления с достопримечательностями Вены. 

Трамвай 2 маршрута на Ringstrasse недалеко от городского парка

Кстати, оказалось, что сфотографировать трамвай красиво не легко. Во-первых, он движется. :) И пока фотоаппарат расчухивается с автофокусом, ракурс выходит совсем не такой, как задумано. Или вовсе фото размазывается. 

Во-вторых, в кадр попадают люди, которые садятся на трамвай. Обычно у меня получалось что-то такое:

Удивило, что на каждой остановке венского трамвая есть электронное табло, где высвечивается информация, через сколько минут приедет трамвай

Помню, в Воронеже была подобная программа – на центральных автобусных остановках вывесили электронные щиты. Мэрия с гордостью отчиталась, сообщив, что каждый щит обошелся в 120 тыс. руб. Работало это все где-то месяц (причем далеко не всегда правильно). А потом перестало. 

А в Вене работает, и это в порядке вещей. 

Кстати, на табло уточняется, будет ли это трамвай низкопольный (он помечен значком человечка в инвалидном кресле), или обычный.

Подвижной состав

Трамваи в Вене в основном двух типов. Вагоны старого образца (E или C), которые выпускались в 1960-е и 70-е годы, как на фотографиях выше. 

Встречаются среди них  SGP-100, Bombardier-400, Lohner E-1 и E-2, и другие.

И современный низкопольный трамвай типа А или В. 

В основном вагоны модели Siemens ULF. 

Низкопольный вагон 1 маршрута на конечной в парке Пратер
Низкопольный ULF (фото с сайта photoshare.ru)

Соотношение старых и современных вагонов в городе примерно 1 : 1, и ходят они, в основном, через раз. 

В низкопольных есть электронная начинка. На небольших экранах показывают следующую остановку, номер маршрута и различную информацию, касающуюся города и Венского транспорта

Внутри низкопольные вагоны удобнее, но снаружи гораздо колоритнее смотрятся старые вагоны. 

Правильно, что их здесь не списывают, а ремонтируют и держат на линиях!

Эти вагоны, со скругленными очертаниями корпуса, напоминающие привычные нам «татры», придают городу неповторимый облик. 

у Венской оперы

Однако нужно четко сказать, что Венский трамвай не просто красивое развлечение, а функциональный и востребованный транспорт. 

В 2015 году он перевез за год 298 млн. пассажиров. (Для сравнения, это примерно в 1,5 раза меньше, чем сейчас в Петербурге, но больше, чем в Москве). Для Вены с населением 2,8 млн. человек это очень высокий показатель. Лишь немногим больше пассажиров перевозит  Венское метро. 

Наряду с Прагой и Будапештом Вена относится к числу «самых трамвайных» европейских столиц.

Чего греха таить – это обстоятельство сыграло определенную роль при выборе города для поездки. И Вена не разочаровала! 

Маршруты

В Вене по номеру трамвая можно узнать некоторую информацию.

Номера от 1 до 18 – кольцевые, а от 25 до 71 – радиальные. Буквами обозначены диаметральные маршруты (о них еще поговорим). 

Строгой разницы между кольцевыми и диаметральными, впрочем, нет. Ни один маршрут не совершает полного кольца, как не проезжает ни один и прямо через центр города. 

И все-таки эта классификация удивляет – очень уж отличается от бессистемности в нумерации, характерной для российских городов. 

Какие маршруты запомнились больше всего?

71 трамвай ездил мимо нашей гостиницы по улице Rannweg. Он был главным транспортом, на котором мы ездили в центр. Правда, он же не давал нам спать ночами.

Я не забуду тебя, 71 венский маршрут! 

Этот маршрут достоин внимания еще и тем, что на нем можно доехать до Бельведера. Он единственный идет до остановки «нижний Бельведер» (Unteres Belveder), тогда как трамвай D идет до остановки «замок Бельведер», и я настойчиво рекомендую смотреть Бельведер именно с нижней стороны! Тогда он открывается плавно во всем своем великолепии. 

1 маршрут – самый красивый. Он не только охватывает большую часть Ringstrasse (наверное, три четверти кольца), но и заканчивается в парке Prater. Не рядом с парком – именно в парке. 

Трамвай заезжает внутрь Пратера, едет среди деревьев и разворачивается по большому красивому кольцу. 

Как не вспомнить Воронеж, трамвай «троечка», который ездил в СХИ. Эх, ностальгия! 

(кстати, тут мои воспоминания о Воронежском трамвае)

Зеленая конечная в Парке Пратер и трамвай Бим

Этот великолепный экземпляр уже не ходит на линии, его сдают в аренду… Помню, в нем катался телеведущий программы «Орел и решка» Андрей Бедняков.    

Конечная остановка в парке – удобно. Пратер – довольно большой парк, и можно, например, дойти досюда от центрального входа (около 1,5 км), а потом, не возвращаться к суете и шуму, сесть на трамвай и поехать на нем.

Или же приехать сразу сюда, и отправиться не в цивилизованную часть парка, а в дикую – что мы и сделали в среду 18 апреля 

В парке Пратер

А еще первом маршруте можно доехать до такой достопримечательности, как дом Хундервассера. Мы его, правда, не увидели, так как сначала не знали, о потом уже не было времени. Но знаменитый дом Хундервассера находится всего в нескольких остановках от парка Пратер. 

дом Хундервассера (фото с сайта paks.ru)

Трамвай Вена – Баден (WLB). Это уникальный маршрут, который не относится к городской системе, а идет в пригород Вены – Баден, красивый городок у подножия холмов Венского леса. 

И если вы окажетесь в Вене больше, чем на три дня, покататься на Баденском трамвае стоит обязательно. Билет стоит всего 5,5 евро, а с городским проездным его продают за 3,5. Трамвай едет целый час. По городу он двигается по обычным трамвайным рельсам, а за городом выезжает на специальную обособленную колею, как маленькая электричка. 

Мы ехали на нем один раз – из Бадена. 

трамвай на конечной остановке в Бадене

На этом маршруте новые вагоны тоже сочетаются со старыми. В нашем случае они ехали в сцепке, но бывают и отдельные. 

Баденский трамвай на конечной у Оперы в Вене. Фото с сайта vtrip.ru

Линия эта историческая, открыта еще в 1873 году. Вагоны, которые на ней ходят, имеют бело-голубой цвет — и на карте линия обозначена голубым. 

Называется эта система Wiener localbahnen (дословно — венская локальная железная дорога). Уместно вспомнить, что «трамвай» по немецки strassenbahn — уличный поезд.  

Маршрут D.

Два городских маршрута в Вене обозначены не цифрами, а буквами – D и O.  

Эти маршруты диаметральные. Точнее, «чуть более диаметральные», чем другие. Разница с кольцевыми маршрутами здесь довольно условная. Как и 1, и 2 маршруты, D проезжает часть Ринга, и в двух местах выезжает с него на радиусы. 

Кроме обозначения маршрут  примечателен тем, что идет до верхнего Бельведера ( Skloss Belvedere). 

А еще эта линия связывает два железнодорожных вокзала - южный, главный (HouptBahnhof) и северный, Франца-Иосифа (Franz-Iosefs Bahnhof)

Вагон типа С на маршруте D

Стоит еще добавить, что некоторые трамвайные маршруты в Вене заезжают под землю и едут, как метро. 

Фото с сайтов trams.ru и inostrano.ru

На схеме подземные остановки обозначены красной буквой «U» (в отличие от синей, обозначающей метро как таковое)

Среди уже рассмотренных маршрутов подземные остановки есть у 1 номера и Баденского трамвая. Заезжают под землю также 6, 18 и 62 . 

Когда ехал на венском трамвае под землей, ощущение было необычное. А мысли все равно возвращались в Воронеж. 

Подземный трамвай мог бы отлично вписаться в наши реалии — в тех местах, где места на земле для него уже не осталось. А потом он мог бы выезжать на поверхность и ехать среди зеленых улиц, парков, полей на окраинах... Мечты! 

Как жителю города, где трамвая уже 10 лет нет, было мне в Вене и радостно, и печально. 

Радостно, потому что накатался на трамваях за несколько лет! Так много я не ездил на них уже давно и вряд ли скоро буду. (Выбираясь в Москву или Питер, конечно, удается проехать разок-другой, но это же все не то… ) Венские трамваи хранят дух старого города. 

Печально – потому что так могли бы выглядеть трамваи Воронежа, если наш город сделать «по уму»… 

Печально - потому что буду здесь снова не скоро... 

До свидания, Вена! Удачи тебе, Венский трамвай! 

____________

см. также  Трамваи моего детства  — мой самый первый пост в ЖЖ, посвященный Воронежскому трамваю

Первый вечер в Вене — первый блин комом :) 

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.