Трамваи Моего детства

Решил свой первый пост в Живом Журнале посвятить Воронежскому трамваю. Его нет уже десять лет, но память — вещь упрямая. Гуляя по улицам города, нет-нет да и вспомнишь, как было, когда лежали рельсы, и издали доносился гулкий, цокающий звук. 

Воспоминания о трамвае у меня связаны с детством – бабушка жила недалеко от улицы Полевой. Посередине улочки, на которой никогда не было асфальта, в обилии росли кусты и дикие цветы, трамвай смотрелся эффектно. Шум трамваев гулко разносился над садами. Спать он не мешал – к нему привыкали. 

Когда бабушка приезжала с работы на «единичке», я бежал ее встречать.

трамвай на улице Полевая

В интернете удалось найти фото той самой остановки.

Такую картину можно было застать еще в 90-е и в начале нулевых. 

улица Полевая. 1990-е

С дедом ездили на трамваях просто так, кататься, а я обожал узнавать новые места города.

Особенно нравились конечная «тройки» в СХИ, где вагончик ехал через зеленый коридор деревьев, неторопливо разворачивался по большому кольцу. 

трамвай на конечной в СХИ - Фото Юрия Малера с сайта http://www.vrntram.org/

Это фото сделано уже в 2003, когда все маршруты здорово поменялись. Тут ходила не единичка, а тройка и вагоны «татра». Но в остальном все выглядело так же! 

Помню, нравилось вылезти там на конечной, погулять. А потом смотреть, как подъезжает, цокая по рельсам, вагончик!.. 

Как приключение воспринималась поездка в 20 маршруте, который выезжал далеко за город, через Северный район, поля, леса. 

А в 1986 году было открыто движение трамваев через Северный мост. Мне было немногим больше десяти … 

Северный мост. Движение трамваев

Поездка эта воспринималась как приключение – тем более что на левом берегу ждал новый парк «Дельфин» - с соснами, каруселями и мороженным. :)

Эти трамвайные путешествия расширяли мой мир – по возвращении я рисовал схемы маршрутов в альбоме, придумывал новые маршруты, давал им названия, номера. 

В 90-е, когда я переехал в Воронеж жить, трамвай уже выглядел не так романтично и безоблачно. Но и тогда было приятно иной раз отложить дела, и поехать «куда-нибудь», слушая постукивание колес и глядя, как за окном проносятся малознакомые улочки. 

* * *

Окунемся немного в историю, чуть более давнюю. 

До войны трамвай ходил по проспекту Революции. 

трамваи на проспекте Революции

Зрелище непривычное. Когда-то еще раньше, по этому же маршруту ходила конка – первый в Воронеже рельсовый транспорт. 

Уже к 1913 году конную тягу собирались заменить на электрическую, существовал проект создания трамвая, но планам помешала война. 

В итоге воронежский трамвай начал работу 16 мая 1926 года. Первым был маршрут «Вокзал – Маслозавод» (район нынешнего Цирка), который вот так и ходил по проспекту, затем по улице Кирова. 

Трамвай на улице Кирова. 1950-е. Фото с Большого Воронежского форума
трамваи возле здания ЮВЖД. Фото с Большого Воронежского форума

Что касается подвижного состава, первыми вагонами в Воронеже были вагоны серии Х. Они комплектовались деревянными дверями и оконными рамами. 

вагон трамвая серии Х

Внутри были длинные, вдоль окон, деревянные скамьи. 

интерьер довоенного вагона серии Х

Вскоре после открытия в 1926 году была запущена трамвайная линия по улице Ленина – до парка (тогда Ботанический сад), в 1933 она продлена до СХИ. 

Старожилы вспоминают, что сложный рельеф местности (Коровий лог возле парка) доставлял массу хлопот. Чтобы его преодолеть, трамвай сначала спускался, выключив мотор и набирая скорость до середины лощины. Трамвай мчался вниз с огромной скоростью. На дне лощины пассажиров прижимало к сиденью, а на другом склоне казалось, что трамвай не дотянет до верха и скатится обратно.

В 1931 году пассажирские вагоны пошли по Кольцовской улице, замкнув первое городское трамвайное кольцо.

  Всего маршрутов было одиннадцать. 

На оживленных линиях курсировали трамваи с двумя сцепленными вагонами. К моторному головному вагону серии Х цепляли безмоторный, серии М. 

А на маршруте №4, которым пользовались рабочие завода им. Коминтерна, было три (!) вагона в сцепке.

Стоимость проезда зависела от расстояния. Кондуктор отрывал билеты от нескольких цветных рулонов - белых, голубых, розовых и желтых. Затем ввели единую цену - 20 копеек независимо от расстояния. В 1938 году плату уменьшили до 15 копеек.

 * * *

В годы Великой отечественной трамвай остался единственным общественным транспортом в Воронеже, поскольку вся автомобильная техника была отдана на фронт. 

Трамвай продолжал работать вплоть до захвата правобережной части города и депо немецкими войсками. 

Во время оккупации немцы разобрали почти все рельсы – они использовали их для своих укреплений. 

Депо сохранилось - в нем был устроен гараж для танков фашистов.

После освобождения Воронежа в январе 1943 восстановление трамвая стало одной из самых важных задач города. Каждый воронежец должен был отработать 100 часов на восстановление трамвайных линий. 

15 мая 1943 года газета «Коммуна» писала:

На прокладке трамвая каждый трудоспособный воронежец должен был отработать 100 часов. Мужчин среди восстановителей почти не было — на фронте. Так вся тяжесть на женские плечи легла. И путь вручную расчищали от завалов, и воронки засыпали лопатами.

25 мая 1943 года удалось возобновить движение по маршруту: Железнодорожный вокзал — проспект Революции — Кольцовский сквер — Плехановская улица — площадь Заставы. 

Фото 1949. Автор Ааре Оландер

Постепенно трамваи стали приходить и в другие, более отдалённые районы. 

К 1953 году работало уже 8 маршрутов. 

29 августа 1954 года был открыт заново Вогрэсовский мост; трамвайное движение снова стало связывать оба берега (маршрут № 9 Вокзал — ул. Циолковского)

 После войны на маршруты выходили трамваи Усть-Катавского завода КТМ-1. 

трамвай КТМ-1 в Воронеже. 1949 год

Модель выпускалась в течение 14 лет, с 1947 по 1961 год. 

Позже ее сменила КТМ-2.

В этих вагонах впервые появилось зимнее отопление. Для большей эффективности стали использовать магниторельсовый тормоз.

трамвай КТМ-2 у Пединститута
КТМ-2 в Одессе

Эти вагоны я еще помню. В начале 80-х они еще встречались на улицах Воронежа. В них было что-то уютное, веяло стариной. 

Помню, завидев такой трамвай, я всегда радовался. Чаще всего это была "шестерка". Скорее всего, этот маршрут не относился к числу наиболее значимых, и туда направляли старые вагоны. А мне наоборот, казалось, что мне повезло. :)

продолжение здесь

источники:

Фотобаза общественного комитета «Воронежцы за трамвай» http://vrntram.narod.ru/

фотографии трамвая на Большом Воронежском форуме: http://bvf.ru/forum/showthread.php?t=469172


Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.